Любителей платформеров в 2013 году явно не обделили. В начале года на консолях семейства PlayStation вышла «метроидованная» Guacamelee, одновременно красивая, интересная и остроумная (если, конечно, не обращать внимания на плакаты с мемами). Весной The Behemoth, известные по Alien Hominid и Castle Crashers, наконец-то выпустили свою безумную Battleblock Theater, а летом любители ретро получили ремейк Duck Tales и Castle of Illusion с Микки-Маусом в главной роли.
Nintendo перенесла прекрасную олдскульную Donkey Kong Country Returns с Wii на 3DS, а еще игроки праздновали возвращение ворюги-енота Слая в Sly Cooper Thieves in Time, бороздили космос в Ratchet and Clank: Into the Nexus, который наконец-то вернулся к истокам, и почувствовали себя авторами настоящего спектакля в сказочной Puppeteer. Нашлось место и небольшим, но любопытным попыткам по-другому взглянуть на жанр — вроде Rogue Legacy и случайно сгенерированной Cloudberry Kingdom. А вот с переходом в новое поколение вышло, увы, не так гладко: Knack для PlayStation 4 — единственный пока серьезный представитель жанра на новых консолях — получился довольно архаичным и однообразным. Но, в целом, грешно жаловаться на недостаток платформеров — успеть бы во все поиграть!
А главное, в 2013 году вышли Rayman Legends и Super Mario 3D World, которые по масштабам и проработанности оставили всех далеко позади. При этом друг на друга они совершенно не похожи. Rayman — почти эталонный образец двумерного платформера, быстрый, смелый, яркий и снова очень быстрый. «Марио» же рассчитан на более неторопливое прохождение, но в нише трехмерных платформеров он по-прежнему недостижим для большинства конкурентов: за умение так планировать уровни многие геймдизайнеры души отдали бы.
Выбор был непрост: фантазии что французам, что их японских коллегам явно не занимать. Оба проекта способны поражать игрока от начала и до финальных титров, постоянно подбрасывая новые идеи. Обе игры можно проходить как в одиночку, так и в кооперативе, да и выглядят они потрясающе. Что там говорить — даже оценки мы им поставили совершенно одинаковые!
Но после долгих раздумий мы все же решили отдать награду произведению Ubisoft. В Rayman Legends чувствуется ощутимый рост по сравнению с предыдущей частью, и результат претендует на звание едва ли не лучшего двумерного платформера поколения. И как не похвалить такие сочные музыкальные уровни!
«Марио» же немного пробуксовывает: после дилогии Super Mario Galaxy, которая рвала все возможные шаблоны даже на слабенькой Nintendo Wii, обладатели куда более мощной Wii U получили, по сути, развитие идей портативной Super Mario 3D Land. В свои лучшие моменты 3D World максимально близко подходит к уровню Galaxy 2, но никогда не превосходит его — это тоже отличная игра про Марио, но она несколько удручает своей камерностью и отсутствием амбиций.
Так что — Rayman!