Искусство и игры: Рейтинг игр, похожих на шедевры современного искусства
В конце своего недавнего поста про искусство и игры, я сравнил Doom и артхаузное кино. Ну, то есть не то чтобы сравнил, и даже не совсем я... Но в общем посыл был такой, что в играх можно найти не меньше смысла и глубоких, даже философских, идей, чем в картинах, фильмах и других предметах, считающихся произведениями искусства.
Например, концовка игры Blood Omen: Legacy of Kain создаёт драму не хуже, а возможно даже и глубже, чем пьеса Шекспира, в том числе и потому, что вопрос «быть или не быть» ставится не перед неким Гамлетом, а перед вами лично, и именно вы должны принять это решение. Игра Another World — двумерный платформер с довольно ограниченным набором действий, но сюжет игры таков, что эта ограниченность идеально вписана в дизайн — всё вокруг незнакомо и непонятно, вы не знаете, что делать и любое действие может обернуться смертью. Да, вы почувствуете, что значит попасть в другой мир! А X-com? Особенно начало игры хорошо отражает суть борьбы с неизвестным и явно превосходящим врагом — любой ценой заполучить хотя бы что-то, хоть один артефакт, хоть часть информации, чтобы в следующий раз выйти на бой чуть с большими шансами захватить оружие или по-настоящему ценную технологию. И опять таки, вы почувствуете всю ответственность за принятые решения, когда будете решать, кто именно пойдёт первым в темноту коридоров инопланетный базы — новичок или выпестованный ветеран.
Я мог бы, наверное, ещё вспомнить какой-нибудь шутер или слэшер, где попав в засаду, вам приходится отбиваться от толпы крайне опасных врагов. И после того, как вы пройдёте это место, раза с двадцатого, у вас больше не возникнет вопросов, вроде «Ну, почему же злодей думал, что это может помешать герою?!», часто возникающих при просмотре фильма или прочтении книги с аналогичным сюжетным поворотом. Главное, речь о том, что некоторые идеи можно передать только при наличии обратной связи, за счёт игровой механики.
Впрочем, есть и такие игры, стиль которых действительно можно сравнить с известными картинами и другими произведениями искусства. Конкретными произведениями искусства. Что и сделал автор
Представляю вам список игр, которые, благодаря своему стилю и своей атмосфере, вполне могут считаться идейными продолжателями известных работ в области современного искусства. Разумеется неполный, но зато с объяснениями, часть из которых я перевёл или пересказал.
10. Katamari Damacy
Об игре: Мир игры — по большому счёту стилизованная Япония, как она выглядит в глазах большинства обывателей. Рис, бамбуковые коврики, животные и так далее. А ещё в игре есть Король Космоса, который приказал вам закатать всё на поверхности земли в шар, чтобы сделать звезду. И пофиг на физику и реальность. Сказали — сделаем!
Почему искусство: В игре преобладают светлые цвета, простые, чёткие формы и безграничное воображение — в итоге всё это вызывает безудержный восторг игрока. Точно так же действуют и работы в жанре поп-арт. На эту тему можно вспомнить мотивы Энди Уорхолла или палитру Поллока (если бы он работал в восточном стиле). Здесь мы можем заново для себя открыть не стеснённую чем либо творческую силу из детства, когда кажется волшебства вокруг навалом и для того чтобы сделать невозможное нужно только время и терпение. В роликах игры также прослеживается чушь, возведённая поп-артом в абсолют (ну, знаете, как какой-то хмырь заплатил 1.2 миллиона баксов за фотографию, на которой он снял другую фотографию).
Почему, как игра, это всё равно крутяк: А потому что это невероятно, когда проходишь путь от размеров карандаша, до целых континентов. Не знаю, что они там курят, но меня вставляет.
С чем именно лучше сравнить: Работы Такаши Мураками (Takashi Murakami) или, если ближе по сути, со скульптурами Михеля де Броина (Michel de Broin).
9. The Last Resort
Об игре: «Последний курорт» остаётся вам в наследство от вашего дяди Турстона Ласта. И за короткий промежуток времени вы оказываетесь лицом к лицу со Стивеном Тайлером и Джо Перри, которых надо выселить с помощью Шер, Кристофера Риива и Джима Белуши. Ну, то есть персонажи названы по другому, но по сути они сделаны под этих актёров (и даже ими озвучены).
Почему искусство: Начнём с того, что продюсером игры выступил не кто иной, как Роберт Дениро. Ну и ситуации, вроде игры на карнавальном органе, чтобы пройти мимо стражи в комнату, содержащую весь космос. Правильно в вики пишут, что игра «сделана, чтобы представить границы человеческого воображения».
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Для фанатов комедий — Белуши, постоянно забрасывающий вас вопросами с миниатюрного самолёта. Ну, а для фанатов игр — одна из самых сложных и неинтуитивных адвенчур. Представьте, что будет если играть в Riven по пьяни — вот такие ощущения.
С чем именно лучше сравнить: Понятное дело, с работами Марка Райдена (Mark Ryden). Ведь игра на них и основана.
8. Серия Fallout
Об играх: Интересно, а есть люди, которые не знают, о чём Фоллаут? Вообще-то есть и больше, чем некоторые думают. Конечно, все знают, что игра про постапокалипсис, но ведь это далеко не всё. Стиль ретрофутуризма, чёрный юмор и такие возможности, как заняться сексом с много кем и убивать детишек — без этого Фоллаут — не Фоллаут.
Почему искусство: Помните про ретрофутуризм? Плакаты родом из пятидесятых, изображающие в мультяшной манере будущего и паранойю Холодной Войны. Да, именно такой была Америка будущего в массовом сознании. И обратите внимание на итоговый контраст. «Наука приносит блага будущего уже сегодня!» — гласит реклама посреди руин или пустыни, в которую была превращена земля, как раз благодаря достижениям этой самой науки.
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Суровая реальность и безумная фантазия смешанные в нужной пропорции, причём как в смысле стиля и атмосферы, так и в геймплее. От того, в каких ситуациях оказывается персонаж, регулярно отвисает челюсть.
С чем именно лучше сравнить: Рон Инглиш (Ron English).
7. Ico/Shadow of the Colossus
Об играх: Хотя эти две игры из одной серии, их геймплей абсолютно не похож. В Ico вы должны провести принцессу по заброшенному замку, оберегая её он тёмных монстров. В ей приквеле — вы путешествуете по открытому миру, убивая врагов размером с огромное здание (которых всего 14 на всю игру).
Почему искусство: Редкие линии, мягкий фокус, относительная тишина и спокойствие погружают нас в красоту мира Shadow of the Colossus, хотя в то же время мы занимаемся ни чем иным, как истреблением величественных древних существ. И вот у нас уже возникает вопрос — а правильно ли то, чем мы занимаемся? Неужели мы вправе уничтожать невинных существ просто потому что нам указали на них, как на врагов?
Что же касается Ico, то здесь в основе лежит тема о этических границах любви.
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Вам сюда.
С чем именно лучше сравнить: Эндрю Вайеф (Andrew Wyeth). Если бы он рисовал замки, то было бы очень похоже.
6. Heart of Darkness
Об игре: По жанру игра схожа с Ico. Но здесь нет принцессы, за которой нужно постоянно следить. Зато паренька, вооружённого лазерным пистолетом, пытается убить чуть ли не всё, что его окружает. Тонной разных способов.
Почему искусство: Каждый экран, и чуть ли не каждый враг нарисован и анимирован по своему. Подобный стиль сам собой приводит нас к мыслям о том, что нужно ценить каждый момент жизни — ведь он уникален. Забудем об этом и мы станем жертвами теней апатии и банальности. Кстати, то что игра напоминает названием известную книгу — не совсем совпадение.
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Это как если бы вы стали героем собственного диснеевского мультика, но только с кровожадными тенями и другой жутью.
С чем именно лучше сравнить: Как уже упоминалось, игра по анимации сильно напоминает работы студии Disney, но только с уровнем крови и жестокости, как в работах Миядзаки.
5. Portal
Об игре: Старый добрый Half-Life, только наполненный головоломками. Или головоломка, на движке старого доброго Халфа 2. История и решение загадок сливаются воедино.
Почему искусство: Фактически в игре всего один говорящий персонаж. И то, как GlaDOS из обычного «голоса в туториале» превращена авторами в нечто совершенно иное — это шедеврально.
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Потому что решая очередную головоломку, вы вполне можете выставить порталы так, что создадите вечный двигатель. А если постараетесь, то можете даже сами стать его частью и увидеть собственную з... спину.
С чем именно лучше сравнить: Ну, очевидно, что с работами Кубрика (в особенности «Одиссеей»), хотя мотивы Хичкока тоже проскакивают.
4. Серия Oddworld
Об играх: Ещё одна кинематографическая аркада, где вы выступаете на стороне весьма своеобразно выглядящих существ, которых держат в рабстве ещё более своеобразно выглядящие существа.
Почему искусство: Есть много работ на тему классового неравенства, но нигде оно не показано, как как здесь. Рабы, у которых не редко зашит рот, промышленные магнаты, готовые ради прибыли делать даже консервы и выпивку из своих рабов. В таком антураже разговоры о том, чтобы вкладывать всего себя в дело, принимают совсем зловещий смысл.
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Если вас уже не впечатляют головоломки и интересные возможности геймплея (вроде вселения в тела врагов), знайте, что со встреченными соплеменниками можно общаться с помощью жестов и звуков. Есть даже кнопка пердежа.
С чем именно лучше сравнить: Работы Г. Р. Гигера (H. R. Giger).
3. Grim Fandango
Об игре: Добро пожаловать в Страну Мёртвых. Латинские мотивы, Арт-деко, джаз и общая атмосфера Нуара. И конечно, вы обычный собиратель душ, который вляпался в детективную интригу.
Почему искусство: Собственно, не так уж и много есть работ, в которых столь полно рассмотрена тема смерти. Через главного героя игры, Мэнни, мы задаёмся вопросом — действительно ли страх смерти, это просто страх перед неизвестным или в нашем восприятии что-то смешалось и неверно понято?
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Заговоры, путешествие через адское пекло на машине, любовь (ну, ведь раз оба мертвы — это не некрофилия). Все ингредиенты для нуар-детектива о мёртвых на месте.
С чем именно лучше сравнить: Представьте, что читаете новеллу Дашиеля Хаммета (Dashiell Hammett) в лобби Гавана Бакарди (Havana Bacardi Building) под музыку Бенни Гудмана (Benny Goodman).
2.Все игры Shiny Entertainment (кроме тех, которые по мотивам фильмов)
Об играх: Едва ли ни каждая игра Shiny, от Earthworm Jim, до MDK и Sacrifice, словно существует в иной реальности. В уголке подземного мира, пронизанном чёрным юмором, кислотными парами и безумием.
Почему искусство: Потому что эти игры заставляют нас взглянуть на казалось бы очевидные вещи с совершенно новой стороны. Религиозные войны, где вы реально завладеваете душами на поле боя, в Sacrifice или драка с боссом, которого вы просто выбрасываете из аквариума одним пинком. В этой сюрреалистической реальности единственная константа — хаос.
Почему это всё равно крутяк: В Messiah вы вселяетесь в полицейских, чтобы расстреливать других полицейских. В MDK пушка находится у вас в голове. В Wild 9 вы телекинезом скармливаете врагов машинам по переработке мусора. Продолжать?
С чем именно лучше сравнить: Работы Здзислава Бексински (Zdzislaw Beksinski) и Михеля Гагне (Michel Gagne). Хотя, если причислять к искусству комиксы, то очевидно творчество Дуга ТенНапла (Doug TenNapel).
1. Psychonauts
Об игре: Раз — ученик в летнем лагере для псиоников. Он способен в буквальном смысле проникать во внутренний мир каждого из персонажей игры. И каждый из этих миров — уникален. Разумеется без «шизофрении» (честно говоря, не знаю, уместны ли здесь кавычки) тут не обойдётся.
Почему искусство: Одна из целей искусства, как утверждают, отражать не только реальность, но и внутренний мир человека. И здесь мы видим, как принимают реальное воплощение не только иллюзорные образы из снов, но и сами метафизические понятия — самоуничижение, страх, подавленные эмоции.
Почему, как игра, это всё равно крутяк: Остроумные шутки, интересные головоломки и многое другое, что делало Grim Fandango и другие адвенчуры от LucasArts такими незабываемыми, всё это принёс сюда автор игры Тим Шафер.
С чем именно лучше сравнить: На самом деле, тут надо скорее говорить об ассоциациях для каждого мозга. Хотя можно привести в пример Яцека Ерку (Jacek Yerka).