«Когда добро пытается победить зло его же методами – оно превращается лишь в ещё большее зло, отвратительное и безобразное!»
«Бастард» достоин того, чтобы пройти его не единожды – ведь в игре целых три концовки. К первой придёт герой, балансирующий на грани потери авторитета, склонный к добрым решениям; за него я прошёл игру в первый раз. (Иногда ему придётся вступать в бой, отстаивая верность своего решения – без отряда сподвижников не обойтись.) Остаются второй и третий варианты, поговорим о них подробнее.
Второй «герой» - если его можно так назвать – относится к категории тех, кто никогда ни с кем не спорит и со всеми соглашается - в общем, "Лизоблюд". (Наверное, таким жить легче всего, только, по моему скромному мнению, не интересно и подло.) Армия ему не нужна – совсем (даже на «Очень сложном» уровне); так что он сразу может выгнать всех спутников.
Экипировка тоже не нужна: для чего она, если бастард не собирается драться? Встречи и диалоги с потенциальными противниками возможны, но от боя легко уклониться. Иногда удаётся обмануть предполагаемого врага,
иногда – подкупить;
от столкновения с некоторыми врагами можно уклониться,
а при неизбежной встрече – не вступать в разговор.
Вот кстати, а на какие шиши он будет откупаться-подкупать, если не вступает в сражения? Где будет брать золото? Изначальных пяти сотен монет должно хватить.
Получаемого за квесты опыта вполне достаточно для достижения десятого уровня – да только зачем? С таким же успехом к финалу придёт «герой» первого уровня.
И, конечно, не преминёт прочитать нравоучение в стиле «приспособленца» – увы, в реальной жизни подобных ему слишком много.
Третий «герой», идущий к третьему финалу – законченный мерзавец; ради достижения своей цели он готов на всё, короче - "Эгоцентрист". Данный персонаж ни за что не расстанется ни с одной частичкой авторитета.
Ему нужна самая сильная армия, так как бои будут довольно непростыми.
Обязательно нужны лучники – для нейтрализации самых опасных вражеских бойцов: колдунов и стрелков. Причём лучники, максимально усиленные.
Это важно!
В городе на первой карте лучников может не оказаться – лучше начать игру заново; в отряде эгоцентриста обязательно должны быть два лучника. Впрочем, доброму герою они тоже не помешают.
Изначальные пятьсот монет и всё, что будет добыто в стычках (никаких мирных решений!) необходимо потратить только на усиление лучников.
На скриншоте – финальный бой первой карты. Урона лучников не хватило, чтобы уничтожить хотя бы одного арбалетчика. Бой проигран: герой убит арбалетным болтом, защита копейщиков слишком слаба.
Это интересно!
Напоминаю, что снаряжение на первой карте продаётся в городе, на двух рынках, в двух церквях и двух кузницах; ассортимент меняется в девять часов утра следующего дня. Причём цены на продаваемые отрядом трофеи разные в разных местах.
Если останется немного золота – можно купить что-то для предводителя. С лучниками понятно, а по какому пути развития пускать остальных бойцов? Быть может, превратить в копейщиков? Ни в коем случае! Во-первых, они крайне уязвимы для вражеских стрел. Во-вторых, по абсолютно непонятной мне причине «Контратака» копейщика не приносит опыта. Взгляните на скриншот: крайний справа стражник использовал «Контратаку» и одного за другим уничтожил шестерых (!) бандитов.
(Я обрадованно решил, что повысит уровень! Ага, как же…)
Тяжёлая пехота, только тяжёлая пехота! Во-первых, выше уровень защиты; во-вторых, мечи в руках дают возможность отвечать ударом на удар.
Ну хорошо, а как лечить раненых, если всё золото необходимо для закупки снаряжения? Очень просто: на первой и второй картах есть сторожевые башни, загоняем отряд туда и ждём. Другой вариант - просто бегаем туда-сюда по карте, или даже стоим на месте – здоровье будет восстанавливаться. Бойцы мертвы? Покупаем в храме вино или какое-то дешёвое зелье; лишь бы оно давало хотя бы пять единиц здоровья – его применение «включит» регенерацию убитых.
Это важно!
Применение вина запустит процесс регенерации, даже если у мёртвого бойца две раны. Но если их три – одну необходимо излечить при помощи специального зелья, иначе регенерация не заработает.
Третий лидер – если только это не понизит авторитет! – обязан максимально агрессивно вести себя со всеми встречными, провоцируя конфликты: экипировка и золото лишними не бывают!
Я настоятельно советую сохранить игру в отдельный слот перед уходом с первой карты: вскоре герой получит способность «Лидер» и сможет взять в отряд дополнительного спутника. Последние не «фиксированы» в таверне и городе; загрузив игру, можно получить наиболее выгодного кандидата. Кто лучше?
На мой взгляд, разбойник или разбойник-лучник полезнее молодого дворянина: первый достигнет максимального развития через два уровня (дворянин – через три); разбойник-лучник уже находится на пике развития, а при встрече с врагами в лесу или на болоте получает бонус к урону благодаря навыку «Засада», доступному всем разбойникам.
Бой в лесу: лучники-разбойники уже уложили вражеских магов. Двумя выстрелами. Раубриттер тоже "возьмёт" своего противника.
Ещё лучше, если повезёт нанять атамана; фехтовальщик же, по моему скромному мнению, вообще никуда не годится: требует слишком много опыта для повышения уровня и слабо защищён («Парирование» малоэффективно). Впрочем, кто лучше, решать вам; смотрите сами.
За время нахождения на второй карте как мерзавец, так и положительный герой должны постараться максимально экипировать своих бойцов: последующие бои будут непростыми; лучше постоять несколько ночей рядом с городским рынком прежде, чем двигаться дальше.
И вновь полезно сохранить игру в отдельный слот: сразу по прибытии на третью карту герой получит возможность принять в ряды своего отряда девятого соратника; его можно найти в одной из двух таверн.
Если повезёт – встретите некроманта, и вскоре на поле боя станет появляться призрак, блокирующий ненавистных вражеских стрелков; лишь бы рядом с ними освободилось место для вызова.
Кстати, именно на третьей карте находится отличная экипировка для любого магического персонажа. В тёмное время суток, когда силы зла властвуют безраздельно, герой со своим отрядом вброд пробирается на остров, выдерживает непростой бой – и готово.
Это важно!
Не стоит брать в отряд наёмников, как бы хороши они не были: при переходе героя в финальную миссию они сбегут, похитив всё своё снаряжение. Зато – опять-таки, если повезёт – наёмников можно принять в отряд на финальной карте.
Собственно, на этом всё. У Лизоблюда, Эгоцентриста и Героя разные финалы игры, о них вы узнаете сами.
Как бы ни старался Лизоблюд убедить всех в правильности своего пути, мне больше по душе путь Героя, в конце которого авторитет равен нулю.
А эпиграфом к этому пути, мне кажется, лучше всего послужила бы следующая цитата:
«Если всегда идти по лёгкому пути, то вряд ли в случае необходимости хватит твёрдости сделать трудный шаг. Нужно делать то, что считаешь правильным. В девяносто девяти случаях из ста ты знаешь, что нужно делать, но просто выдумываешь всякие отговорки, потому что поступать правильно очень нелегко и причиняет много неудобств.»
Глен Кук, «Чёрный Отряд - Воды спят»
Удачи всем вам!