В интересные времена мы живем. Ветры поют о скорой смене поколений нашего с вами любимого игрового железа. Интернеты полнятся слухами и домыслами. Периодически всплывают и вполне реалистично выглядящее факты. Пошатываются твердыни гигантов, а на горизонте, практически из ниоткуда появляются молодые конкуренты с занимательными проектами. Привычная триполярная структура игрового мира начинает пошатываться. И этот год должен стать первым фронтом новой войны игрового железа и периферии, и будущего передела умов игроков.
В тексте этого поста я постараюсь собрать воедино общую картинку, сложившуюся на данный момент, используя, кроме подтвержденной информации, свои предположения. А также немного поразмыслить на тему возможной вариации будущего.
Расстановка сил
Что из себя представляет седьмое поколение игровых консолей? В начале своего жизненного пути каждый из представителей обладал определенным киллер-фичами: wii не мог похвастаться железом, но предлагал уникальный игровой опыт с новым моушн-контроллером; ps3, в противовес, оказалась самой мощной, и я до сих пор помню довольно абсурдное состояние: «Самая дорогая консоль - самый дешевый блю-рей плеер», xbox же, в свою очередь, сделал ставку на онлайн-функционал.
Что изменилось за семь лет? Nintendo продала тучу консолей и периферии и создала для wii имидж консоли для всей семьи, или дружеской пьяной вечеринки. Sony и Microsoft поняли, какую нишу рынка упустили, и с опозданием представили собственные решения в области моушн-контроллеров. Сами устройства потолстели в области жестких дисков и сильно убавили в физических размерах. Sony подтянул psn до адекватного уровня, а Microsoft превратил свою консоль из чисто игровой - в главный медиацентр дома, во всяком случае в США.
Теневая область - а именно PC нашла свою нишу в бесконечных MMO-F2P, киберспорте и, в лице некоторых личностей, indie направлении. Хотя Live Arcade от XBox дала более чем неслабый толчок.
Самая интересная картина сложилась в районе портативок. Появление Айфона и последующее развитие сектора простых загружаемых убивалок времени отняло изрядную аудиторию у PSP и DS.
Поколение номер восемь.
Поколение октаринового цвета вновь открывает Nintendo, своей новинкой Wii U компания неосознанно примерно очертила облик будущего. Мы сможем рассчитывать на полноценное разрешение 1080p, еще большее развитие сетевой составляющей и не будем с головой уходить в моушн-гейминг. Ставшим классическим дизайн контроллера еще долго будет служить службу.
Другой обязательной частью нового поколения должны быть упрощения в работе с разработчиками. Сейчас ситуация весьма плачевная. Если говорить об Xbox, то такие простейшие процедуры, вроде введения нового патча, стоят вполне конкретных денег для студии. Система аппрува задерживает игры более чем на пол-года. Общая инфраструктура исключает возможность существования F2P игр. Принцип «Все должны платить за всё» должен будет изменится, подстраиваясь под реалии рынка.
Что касается железа, то Wii U основана на процессоре производства IBM, графикой от ATI и 2 GB оперативной памяти. Какими слухами мы располагаем? Один из них - консоль от Microsoft будет пользоваться услугами тех же вендоров, IBM и ATI только быстрее, выше и сильнее. Kinect же встроят в саму приставку. Другой слух - новая Play Station полностью отдастся в руки ATI и в процессоре, и в видео. Усреднение общей архитектуры добрый знак - разработчики рассыпаются в овациях. Мультиплатформа станет проще и доступнее. В то же время, сила эксклюзивов сильно упадёт. Больше нельзя будет чисто с графической точки зрения доказать превосходство одно тайтла над другим. А значит, приближенным студиям просто придется идти в сторону поиска новых геймплейных идей или сюжетных перипетий.
С таким раскладом, кажется, что второго крупного производителя видео, а именно Nvidia элементарно оставили за бортом. Тут-то на сцену выходят новые игроки. И в первых рядах - Valve со Steambox. Гейб, фактически, объявил войну Microsoft, говоря о бесперспективности Windows и собирается нести Linux в массы. Партнером ему в этом станет именно Nvidia, и без их поддержки вся затея уж точно не выгорит.
Отделение новой консоли из PC рынка связано с определенным трудностями. Нельзя сбрасывать внутреннюю конкуренцию в лице EA, привязка игр к тысяче и одному собственному лаунчеру, бесчисленным фреймворкам и DirectX от Microsoft и «консоль от PC» лишится огромного количества непосредственно игр.
Другим трендом стали микро-консоли на базе мобильных платформ. Ouya (идиотское название) на Tegra 3, созданная не крупной корпорацией, а общим усилием энтузиастов на кикстартере весьма любопытный экземпляр. Она может стать как и «Моей первой консолью», так и средством ностальгии при помощи эмуляторов. Уже сейчас, если сильно постараться на Tegra 3 можно запустить третьих героев, Fallout, прекрасно себя чувствуют Vice city и Max payne. Кроме того Ouya далеко не единственный представитель нового веяния и в скором времени нас ждёт ворох разнообразных экспериментов в области дизайна и назначения.
Новый тренд - спутники в облаках
Именно устройство спутник - главное отличие нового поколения. Пионер, традиционно Nintendo с Wii U remote. Назначений у устройства-спутника несколько. В первую очередь оно должно быть полноценно-работающей без основной консоли развлекательной игрушкой. Второе назначение - расширение геймплея больших игр, от простых вещей, вроде инвентаря, до дополнительного поля обзора. Третье - передача потока с основной консоли на маленький экран. И в этот раз, крупные игроки уж точно не собираются ждать несколько лет, чтобы представить своих конкурентов.
Sony предлагает в качестве спутника - свой же портативку PSP. Microsoft предлагает универсальное решение - Smartglass, работающий на любом смартфоне с Win von 7 и 8 или Android. А буквально сегодня Nvidia представила собственное решение Shield.
Судьба устройств - спутников пока неясна. Потенциально, они преобразят классическую компоновку контроллера, улучшив взаимодействие с игровым миром. Негативная сторона решения очевидно, геймпады сильно добавят в цене.
С другой стороны возникнет внутреннее соперничество двух принципов облачного гейминга. Всеобщее облако вроде Onlive или Gaikai или локальное облако, в виде домашнего устройства, позволяющего транслировать игру куда угодно.
Куда заведут облака пока неясно. Технология сейчас скорее в зачаточном состоянии.
Интернет
Наличие постоянного высокоскоростного интернет соединения уже сейчас становится необходимостью. Совершенно очевидно, особенно в тени последних новостей, что игры, в стиле Steam будут обязательно привязываться к онлайн аккаунту игрока, предотвращая пиратство. Печальный опыт PSP GO доказывает, что мир еще не готов полностью отказаться от физических носителей, но точно можно сказать, что роль диска, в общей картине уменьшится, или сойдет на нет совсем.
Непортативный портатив.
Наибольшие изменения, судя по всему, постигнут рынок портативных устройств. Уже сейчас избранные представители способны выводить графику во взрослом Full HD разрешении, позволяя выводить изображение без проводов на большие экраны. Возможно многие проекты, особенно делающие ставку не на полигоны, а на арт-содержание переберутся на портативные платформы. Или же, отличия между полноценными релизами и портативом сотрутся окончательно. Наращивать мощь миниатюрных устройств мешает только их энергоснабжение.
Выводы.
Не ждите революций. Смена поколения приведет скорее к эволюционным изменениям. И неожиданных поворотов в ближайшее время не предвидится. Но совершенно точно можно сказать, что грядет большая перестановка сил. И в войну железа 2013 года войдет намного больше игроков чем осталось с прошлого поколения, сколько выйдет победителей пока неизвестно.
Ну а для тех, кому долго читать, основные тренды:
усреднение архитектур
упрощение работы с разработчиками
F2P
новые игроки рынка
устройства - спутники
усиление влияния интернета
развитие портативок