В плену франшизы №12. Обзор игр "Крестный отец"
Игры про мафию всегда пользовались популярностью практически у любой аудитории. И не важен жанр: будь то стратегии, вроде Омерты, моды на San Andreas и пр. и пр. Публика с удовольствием окунется в криминальное прошлое Запада. Что и говорить про сверхуспешную Mafia: The City of Lost Heaven, не менее резонансную вторую часть и про неумолимо приближающуюся Mafia III.
Однако это все франшизы «в себе» - ни на что не опираясь, их создатели целиком отдались творческому порыву. Сегодня же я предлагаю вспомнить серию, пусть и всего из двух игр, которая имела за плечами великолепный роман Марио Пьюзо, прекрасные постановки Френсиса Форд Копполы, приправленные замечательной музыкой Нино Роты.
На Gmbox’е во время эфира передачи «Crazy Collection» Виктор Зуев высказал мнение о том, что «Крестный отец – это проходняк, причем проходняк по лицензии». Возьмем же основу скептическое высказывание Виктора и на основе собственного игрового опыта попробуем реально оценить качество данной дилогии.
Но вот и о правилах, на секундочку: рассматривать технические характеристики, движок, издателя, тексутрки в левом нижнем углу экрана на 100 уровне мы не будем. Нам предстоит оценить творческий подход, интерес к игре, попросту понять проект и задуматься над тем, стоит ли в него поиграть здесь и сейчас.
Итак, вперед.
The Godfather (2006)
В ходе цикла «В плену франшизы» нам уже удалось выяснить, что игры по книгам\фильмам делятся на два типа: околосюжетные и канонические. Канонические четко следуют сюжету фильма, сериала или книги, сворачивая в какое-нибудь дополнение, а околосюжетные имеют схожесть с оригиналом в сеттинге, второстепенных персонажах и атмосфере. С «Крестным отцом» ситуация интереснее.
Ни Майклом Корлеоне, ни Санни нам сыграть не дадут. Пока наш максимум на начало: это Лука Брази. Но только после того, как на симсоподобном конструкторе мы сгенерируем собственного персонажа. Рандом присутствует, поэтому можно особо и не заморачиваться.
Идем дальше и с ходу отмечаем не очень удобную систему драки. Управление здесь, пожалуй, похлеще, чем в ориентированном на кооператив «Кубке Огня», да и игры, надо отметить, почти ровесницы. Но затем все в целом налаживается. Также следующий спорный момент возникает на кат-сценах. Кому-то нравится, когда трогательные сцены вначале и до конца игры нельзя пропустить, а кто-то наоборот, говорит об этом, как о явном минусе игры.
Кстати, о них.
Сама по себе идея вклинить игровую концепцию в сюжет фильма вызывает опасения: заранее можно предугадать все промахи разработчиков, клишированность сценарных идей, зависимость геймплея от тех или иных моментов фильма. Не стала исключением и эта игра: в угоду сюжету мы вынуждены отвозить раненого дона Корлеоне в больницу или прятать револьвер в туалете перед ужином с Солоццо. Грубо говоря, выполняем всю грязную работу.
Сюжет игры, равно как и геймплей здесь максимально приземлены и шаблонны, что также является следствием «вклеивания» действия игры в фильм. Наши разработчики даже настоящие кадры бы вставили, как было в небезызвестном «Параграфе 78». Но в «Крестном отце» оригинальный кадр меняет сокращенная смоделированная версия того же события. К слову, импровизации здесь тоже хватает: главный герой, поднимающийся вверх по преступной иерархической лестнице, влюбляется, предает, бьется, как лев и жалит, как пчела. Ролевка, здесь также присутсвует: можно прокачать один из пяти пунктов. Впрочем, думаю, не имеет смысла пересказывать полностью фабулу игры. Гораздо интереснее обсудить особенности геймплея.
Предвосхищая следующий пункт оценивания «Крестного отца», стоит отметить, что сравнения с легендарной первой «Мафией» были неизбежны. Это понимали и разработчики. Но понимание пониманием, а исполнение – весьма среднее. И не потому, что автомобили здесь некрасивые и прогружаются, начиная с колес или капота. Все дело в городе. Нью-Йорк этой игры, скорее, мертв, чем жив. Улицы похожи друг на друга; серые и унылые они просто убивают атмосферу игры. Напрочь. От нарочитой серьезности истории не остается и следа. Остается лишь… бездушие. Хотя, многие наоборот оценили именно эту составляющую игры.
Если уныние есть тяжкий грех, то все заскучавшие к середине «Крестного отца» те еще грешники. Да и задания «догнать» и «убить» не располагают к веселью.
Помимо сравнений с Mafia неизбежны были сравнения и с GTA:SA. И вот тут Rockstar оказались в выигрыше: похождения Си Джея гораздо интереснее и разнообразнее, поездки на машинах легче и приятнее, а взрывы и прочие спецэффекты, на удивление, сопоставимы.
Резюмируя, хочется отметить вот что. «Крестный отец» неплох, он нашел своего игрока, кроме того, заработал приличное количество денег на раскрученной саге, что также свидетельствует об успехе игры. Но, боюсь, что в «Крестного отца» смогут заигрываться только закостенелые фанаты мафиозной тематики. Заметьте, я ни слова не сказал о фильме и книге: насколько я понимаю, настоящие любители истории о доне Корлеоне даже не сядут за компьютер ради этой игры.
Хоть выносить вердикты и неблагодарное дело, но я все же осмелюсь внести свою скромную лепту: 6 из 10.
The Godfather 2 (2009)
Ну что же, в сиквеле добавили красок, поменяли героя, изменили сюжет и полностью переиначили структуру игры. Приготовьтесь захватывать здания, чем больше, тем лучше. Отжимайте бизнесы! Прорывайтесь из грязи в князи, убивайте врагов максимально кровожадным способом!
Доминик, так зовут нашего героя, может даже не расстраиваться, если его убьют. Скажу вам больше (кому скажу, кому напомню): он не умрет. Больница, смоделированная по принципу GTA, выручит Доминика и отправит домой, чтобы переиграть задание.
С управлением здесь тоже не все гладко. Оно, мягко говоря, не самое отзывчивое и уж точно не самое удобное.
Приправим это все кучкой ляпов: Флорида – город, Куба – тоже, Нью-Йорк донельзя мал, а машины все так же вырисовываются в воздухе. Кстати, о карте: разделение на «своих» и «чужих» достаточно интересно, но не лишено изъянов. В частности, чтобы завоевать «чужую» часть города вам нужно будет выполнять задания, сопряженные со скучными и однообразными диалогами. Вообще, львиная доля заданий сводится к убийству кого-то или погрому в случайном баре.
Однако несмотря на все недостатки и ляпы, в «Крестном отце-2» появилось нечто вроде глубины города. К несчастью, этого нельзя сказать о сюжете. Да и сама глубина города, по моему скромному мнению, даже не на уровне 2009 года. У второстепенных персонажей одинаковые лица, улицы все такие же похожие, взаимодействие с миром держится на стабильно среднем уровне.
Но в чем сиквел однозначно выигрывает у первой части, так это в атмосфере. Здесь она не теряется на середине игры, попадая в вязкие сети уныния и бездушия, нет, «Крестный отец-2» ухитряется выдерживать общее настроение под отличный всем знакомый саундтрек.
Таким образом, игра заслуживает 6.5 из 10.
Но подводя итоги вышесказанному, будет преступлением не отметить следующее. «Крестный отец», равно как и его продолжения являются играми детства у достаточно внушительного числа игроков. А играм из детства, как известно, мы готовы прощать очень многое. Я, к примеру, хоть убейте, не понимаю обаяния первого Resident Evil, но учитывая то, что эта игра стала любимой у целого поколения игроков, приходится делать ей определенную скидку в оценивании. Подобная история происходит и с «Крестным отцом». Эти игры ни на йоту не соответствуют величию фильмов (первых двух, по крайней мере) и уж тем более, книги. Но я никогда не смогу объяснить это, скажем, своему соседу, который ни во что не ставит Vice City, а вот в «Крестного отца» периодически поигрывает, не скрывая скупой ностальгической слезы.
Теперь выводы для молодого, еще более молодого, чем ваш покорный слуга, поколения.
Данная серия не является классикой, обязательной для изучения. Той ценности, что несли фильмы и книга вы не получите, а если хотите прикоснуться к классике гангстерской тематики в мире игр, то советую обратиться к Mafia, Vice City, San Andreas, Omerta. Отчасти недооцененный Scarface хоть к классике и не относится, но его я тоже могу порекомендовать для изучения. Конечно, расширить свой кругозор никогда не повредит, но если вы соберетесь сыграть в «Крестного отца» после всех или хотя бы некоторых из вышеперечисленных игр, то это будет сродни чтению Панаева после Достоевского: вроде оба современники, оба, безусловно, талантливы, а мировой классик – Федор Михайлович.
Немного кощунственное сравнение, однако именно на нем хочется закончить эту статью. Следующая уже напечатана, и как только этот пост пройдет определенный порог плюсов, я немедленно выложу его. Надеюсь, вам понравилось.
А на сегодня всем спасибо.
P.S. Браво, Виктор. Ваше определение воистину насколько лаконичное, настолько и достоверное.