Проект от создателей самурайской серии Genji под названием Folklore чем-то похож на дорогой подарок. Спустили на него все имеющиеся деньги, но обернуть чем-то надо. Хлоп-хлоп по карманам, а ни копейки нету. Запаковали уже своими силами, как получилось, и пошли в гости. Хозяин смотрит на непутевый сверток, благодарит с вежливой улыбкой, а сам подумывает, куда бы его убрать с глаз долой. И только дни спустя он наткнется на него в своем доме, срежет веревочку интереса ради, развернет альбомную бумагу, разукрашенную фломастерами, откроет коробку из-под обуви и обомлеет, увидев маленькое чудо...
Но для начала нужно хотя бы разобраться, что это непременно чудо. Первое впечатление Folklore производит скорее негативное. Как будто гость из прошлого пожаловал, которому забыли сообщить, для чего нужны все эти мегабайты, «блюреи» и гигагерцы. Это потом, когда уже разобрался в механике и раскусил босса-головоломку, часы за игрой проходят незаметно. А пока…
Чем бы вас удивить… Ну, например, начнем с того, что тут весь сюжет подается в виде комиксов. Диалоги НЕ озвучены, поэтому приходится просто читать текст в «облачках», пока камера ме-е-едленно ползет вокруг персонажа. Сюжет довольно интересен, но из-за такой безжизненной подачи скорее усыпляет, чем интригует. Хотите узнать, что за трагедия случилась в небольшой ирландской деревеньке 17 лет назад? Придеться терпеть.
Наивная студентка Элен (Ellen) получила письмо от своей давно пропавшей матери и кинулась к обозначенному месту встречи. Журналист по имени Китс (Keats), специализирующийся на паранормальных явлениях, приезжает в деревеньку после телефонного приглашения. Однако поболтать с загадочной женщиной не получается. Та погибает у парочки на глазах, после чего начинается запутанное расследование. Запутанное потому, что вся история порезана на крохотные кусочки, которые поровну разделены между персонажами. Сначала пройдите главу одним героем, затем ее же, по уже хоженым местам, другим - в поисках новой информации. Поэтому крайне желательно знакомиться с Folklore именно в таком порядке, чередуя Китса и Элен, чтобы сюжетные дыры своевременно заполнялись.
Деревенька поначалу кажется простой, захолустной с десятком замкнутых жителей. Днем в ней пусто и серо. Ничем, кроме поиска улик и опроса свидетелей не займешься, а вот ночью тут пролазят духи усопших и оккупируют местный бар, где квасят до утренней зари. Они быстро объясняют Китсу и Элен, что существует много других миров, где можно найти прямых участников происшедших событий. Пусть даже они во время них погибли. Сказано – сделано. Девочка получает стильный плащ-пропуск, а журналист во время ритуала шатался неподалеку, поэтому также ненароком получил способность открывать порталы в страну мертвых.
Днем ходим по деревне, толкаем вперед скрипучий локомотив сюжета, бегая от одного персонажа к другому в поисках ключа, который позволит открыть дверь в иное измерение. А с наступлением сумерек отправляемся в мир-лабиринт, населенный чудными созданиями с неизменным боссом в финале. Только победив его, можно получить доступ к новым воспоминаниям, чтобы было о чем расспрашивать жителей деревеньки наяву.
Однако, открыв первую дверь, тут же спотыкаешься о техническое несовершенство проекта. Локации крохотные, загрузки между ними непозволительно долгие, частота кадров иногда проседает на ровном месте, хотя тормозить, в принципе, нечему – геометрия уровней проста и скупа на детали. Все держится исключительно на дизайне. Причем, не потусторонних миров – они как раз мало интересны, - а населяющих их существ. Тут уж художники пустили свою фантазию на поле душистых цветов с галлюциногенной пыльцой, да так и оставили ее кувыркаться. Десятки и десятки волшебных тварей приковывают внимание, скачут, ковыляют, гордо надуваются – как будто кто-то случайно оставил без присмотра книгу «Сказок народов мира», и оттуда поперли дружной толпой самые неожиданные монстры.
Все они обладают неуживчивым нравом и спешат поджечь, разорвать или расплющить неосторожных туристов. Видов тварей множество, и они отличаются не только своей вычурно-сказочной внешностью, но и атаками. Кто-то стреляет издалека, кто-то торпедой несется навстречу, а кто-то подманивает поближе, чтобы насадить на шипы. Увидели новое создание – остановитесь, подумайте, не бросайтесь вперед, посмотрите за его поведением, узнайте слабые стороны и только потом подкрадывайтесь с подходящим оружием.
Называются волшебные создания фолками (folks). В отличие от множества других игр, враги здесь являются не только противниками, но и оружием. Прям как покемоны. Увидели новую тварь, победили, захватили душу, а теперь можно использовать ее спец-атаки для устранения других. Тут все просто. Парень с пушкой на горбу позволит нашим героям расстреливать жертвы на расстоянии ядрами. Рыцарь с копьем – доставать цели на средней дистанции резкими выпадами. Огнеопасное насекомое – сжигать монстров струей пламени.
Сколько видов фолков, столько наберется и спец-атак. Причем, все они отличаются друг от друга: расстоянием, высотой, стихией – поэтому подобрать уникальный комплект существ и с ним пройти всю игру не получится. Хотя бы из-за того, что многие фолки имеют сопротивляемость к избранным стихиям. Хочешь, не хочешь, а тактику приходится менять постоянно.
Впрочем, не дикое разнообразие врагов и способов их устранения являются изюминкой игры. Тут еще реализовано самое отзывчивое управление при помощи SIXAXIS-контроллера. В Folklore ведь мало победить фолка. Надо из него еще и душу вытрясти, которая цветной проекцией поднимается над поверженным телом. Цепляемся за нее энергетическим лучом (зажимаем кнопку R1) и резко дергаем геймпад на себя. Если удалось свалить сразу несколько фолков, то к ним протягивается несколько лучей, поэтому «ловля» не отнимает много времени.
Однако такая метода срабатывает только на слабаках. Матерые фолки и, тем более, боссы расстаются со своей сущностью неохотно. Тут уж приходится, в зависимости от ситуации, колошматить душу об землю, резко наклоняя геймпад влево-вправо, или стараться, осторожно балансируя, ее выпрямить. Всего существует несколько подобных мини-игр, азартных и увлекательных. Совершенно уникальные ощущения (владельцы Wii, просим, сохраняйте спокойствие).
Аналогия с покемонами была приведена не случайно. В Folklore точно также царит эпидемия «собери их всех», что подразумевает дотошное исследование мира-лабиринта с посещением самых дальних уголков. А вдруг там скрывается еще не открытый фолк? Впрочем, заниматься этим никто не принуждает. Боссов можно убивать и тем набором, который собирается по ходу. Зато хитро запрятанные существа, вполне возможно, смогут сильно облегчить дальнейшие странствия.
Помимо «собери их всех» здесь существует еще одна знакомая болезнь: «прокачай их всех». Для того, чтобы фолки стали эффективнее - обросли комбо-ударами, увеличили мощь спец-атак и потребляли меньше энергии – требуется выполнять разнообразные условия. Например, собрать определенное количество душ, убить несколько других фолков или просто купить уровень за ингредиенты. Стали хозяином нового существа – обязательно посмотрите, что требуется сделать для «прокачки». Это уж точно позволит быстрее разобраться с боссом.
Каждый мир предстоит пройти дважды – Китсом и Элен. Поначалу кажется, что эти герои отличаются друг от друга только внешним видом. Отнюдь. Во-первых, у Элен мана, необходимая для вызова фолков, восстанавливается постепенно, а у Китса – мгновенно, но спустя несколько секунд после окончания атаки. К тому же журналист может ненадолго превращаться в демона. Тем самым увеличивается его скорость и эффективность ударов. Во-вторых, наборы фолков у героев значительно отличаются. Есть общие, но есть и уникальные. Поэтому в одних и тех же декорациях Folklore играется совершенно по-разному. Кстати, это же касается и боссов. Кажется, уже встречались, а все равно придется поломать голову, чтобы подобрать подходящий способ для устранения. Впрочем, вместо череды «проб и ошибок» можно просто отыскать разбросанные по миру страницы из книги, где в потешных иллюстрациях скрывается подробный рецепт.
Помимо прохождения главной сюжетной линии Folklore предлагает также побочные миссии. Их днем или ночью можно получить у бармена, и сразу же отправиться на прогулку по потусторонним мирам, чтобы, например, пройти по участку уже хоженого лабиринта, используя ограниченный набор фолков, или провести по нему союзника, оберегая непутевого дурачка от всех опасностей. Времени отнимает немного, а в награду можно получить или недостающие страницы из книги-подсказки, или ценные ингредиенты, чтобы потом потратить их на прокачку своих существ.
Кстати, новые миссии скачиваются из PSN за небольшую плату (150 рублей за комплект). Бесплатно же можно пополнить свою коллекцию фолков – в европейском магазине на данный момент доступно два импозантных новичка.
После прохождения игры приключения Китса и Элен не заканчиваются. В отдельной секции Dungeon Trial скрывается уникальная возможность отстроить свой лабиринт, рассадить по нему существ, установить точки входа и выхода. Чем больше получите очков во время пробежки, тем больше шанс того, что вас наградят редким фолком или полезными бонусами. Зачем? Как, разве вы забыли про эпидемию «собери их всех»?
Diagnosis
Вряд ли вам понравится эта игра, если вы ждете глазированный блокбастер. Технически несовершенна, подача сюжета усыпляет, а персонажи раздражают своей непоследовательностью и наивностью. Зато сама игра чудо, как хороша. Тут вам и огромное количество врагов, и аналогичное число способов их устранения, и страсть коллекционирования редких зверюшек, и громоздкие боссы-головоломки, и аутентичное управление при помощи SIXAXIS-контроллера. Вырывать души из тел - в буквальном смысле вырывать, собственными руками - интересно и свежо. Ну, а дополнительной наградой терпеливым людям, которых не отпугнула первоначальная серость - вычурно-фантастический дизайн волшебных созданий и общая атмосфера наивной, но мрачной сказки.
Folklore - проект на любителя. На любителя выверенной, проработанной игры, красивой и необычной, увлекательной и глубокой. Но если вам важен внешний лоск, сюжет, герои, красивые ролики и очумелая графика, тогда лучше обойдите Folklore стороной. Этим она, увы, не радует.
Pro:
* Необычная игровая механика
* Огромное количество разнообразных монстров и аналогичное число средств противодействия
* Дизайн фантастических созданий
* Интересные боссы-головоломки
* Аутентичное использование возможностей SIXAXIS-контроллера для выколачивания душ из врагов
* Строительство собственных лабиринтов
Contra:
* Мелкие локации и продолжительные загрузки между ними
* Безжизненная подача сюжета через комиксы
* Диалоги не озвучены
* Слишком долгое вступление перед началом собственно игры (погружением в первый мир)