Ужасы нашего леса
Как известно, хоррор лучше всего делают независимые команды. Конечно, им порой не хватает ресурсов на навороченный графон и полировку игры, но зато видение проекта, его «душа» не страдают от постороннего вмешательства. А для создания пугающей атмосферы это главное. Позволяет найти свой собственный подход к игроку.
Увидев название игры, первое, о чём я подумал, — Through the Woods. И там и там — лес. В лесу, где скрываются ужасные существа. И у вас нет ничего, что могло бы стать хоть какой-то защитой. Однако на деле The Cursed Forest отличается от неё достаточно сильно.
В первую очередь сюжетом. История норвежцев рассказывает о матери, ищущей своего ребёнка, а эта — о проклятии, постигшем жителей некой деревни. Стандартная, можно даже сказать, классическая история. И в традициях классики наш герой, помимо своей воли попавший в запретное место, должен разгадать загадку прошлого. Загадку, связанную с девушкой по имени Сара.
Нет, это не спойлер. Разработчики вовсе не скрывают, что являлось источником вдохновения (фильм «Звонок», в частности). И даже в описании игры указано, что страшное и опасное существо, с которым вы столкнётесь, тоже жертва. Это вносит уникальный штрих в восприятие всей ситуации. Вам нужно опасаться порождений мрака, но, в то же время, все они не являются просто злом, жаждущим вашей крови.
Это действительно заставляет поволноваться (плюс для хоррора) каждый раз, когда встречаешь какого-нибудь оленя со светящимися глазами. Нападёт или просто пробежит мимо? Правда, бывает и наоборот, думаешь, что просто декорация, сценка для слабонервных. Стоишь, и тут тебя…
В целом сама игра балансирует на грани симулятора прогулки и игры-исследования. Иногда даже в буквальном смысле — идёшь по горной тропе, осматриваешь окрестности, а тут обвал. Зазеваешься, не пробежишь — может, и камнем придавить. Но в целом каких-то навороченных головоломок нет, главное — собирать обрывки записей, рассказывающих историю (при чём с нескольких точек зрения), и другие важные предметы. Прогресс по сбору всегда можно посмотреть в инвентаре (там также отображается количество зажжённых алтарей, у которых можно сохранить игру). И записки, разумеется, всегда можно перечитать.
Не все записи и предметы валяются прямо на пути. В каждой главе (всего их четыре) есть несколько важных мест, которые обязательно надо посетить для перехода в следующую. Но чтобы собрать все фрагменты истории (а также получить игровые достижения), надо сворачивать с хоженых троп. Кстати, порядок посещения «ключевых точек» вы выбираете сами — не то что бы нелинейность, но всё-таки.
Также от Through the Woods «Проклятый Лес» выгодно отличается большей плотностью «встреч». В норвежской демке мы полчаса исследуем деревню и окрестный лес, совершенно пустые и заброшенные, и лишь в конце натыкаемся на единственного монстра. Здесь же за те же полчаса можно пройти всю первую главу, повстречаться с упомянутым оленем, жутким (или нет?) созданием из пещеры и побывать наживкой для адской рыбины. И это не считая менее острых моментов.
Впрочем, авторы достаточно умело выдерживают паузы. Игра не является сплошным потоком «пугательств», но, в то же время, всегда поддерживает напряжение. Благодаря музыке, звукам, то и дело случающемуся шевелению в кустах… Классически, в общем.
Есть, пожалуй, только пара моментов, в которых The Cursed Forest уступает Through the Woods. Во первых, это графика. Всё-таки у норвежцев лес получился более реалистичным, даже фото-реалистичным. Да и героиня (ведь «Через Лес» сделан с видом от третьего лица) сделана достаточно детально. Я не скажу, что «Проклятый Лес» выглядит хуже, но всё-таки не так естественно. Хотя, с другой стороны, это не так уж плохо — создаётся атмосфера какого-то потустороннего места, оторванного от времени и пространства.
А вот то, что в The Cursed Forest деревенские дома присутствуют в количестве одного-двух на каждую карту, действительно смущает. То есть по-началу об этом не задумываешься, но потом становится странно, как это деревня разбросана среди леса, болот и скал? Ведь и коммуна вроде небольшая, чтобы так строиться.
Баги - самые страшные монстры, погубившие не одну игру. На данный момент их не то что бы много, но попадаются они достаточно часть. Например, уже в главном меню то и дело сбрасываются настройки. И если хотите играть в полноэкранном режиме, надо выставлять его при каждом запуске.
Уровень яркости также иногда подглючивает. Уже два раза за прохождение я после смерти оставался в кромешной мгле, где не было даже меню. Приходилось выходить из игры по Ctrl+Alt+Del и далее см. выше.
Но команда активно работает над всеми проблемами и даже принимает предложения с форума (что даже среди инди встречается не так уж часто). Тем более что последняя глава самой игры также ещё находится в разработке.
Приобретать игру сейчас или нет — в любом случае решать вам, игрокам. Но от себя могу заметить, что даже теперешняя, неоконченная версия игры способна подарить вам приличный набор ощущений.