С чего начинается игра? С заставки? Нет. Заставку мы просто смотрим. Играть мы начинаем с первого уровня игры. Или с первой миссии. В общем с того момента, когда мы можем что-то сделать в игре.
Но вот что нам в игре делать? Раньше об этом рассказывало руководство пользователя. В тонкой брошюрке (а иногда и не очень тонкой) нам раскрывали подоплёку происходящего, законы мира и как мы можем на этот мир влиять. Теперь всё иначе.
И в самом деле, игроку хочется как можно скорее начать играть. А не тратить время на чтение книжек. Да и поди пойми, на какие моменты стоит обратить внимание, а какая информация вам может вообще не понадобится.
Нет ничего удивительного в том, что сегодня обучение основам игры часто встроено в саму игру. Да что там. Есть туториалы, которые по накалу страстей и проработанности заткнут за пояс сюжеты некоторых игр.
Вот несколько примеров того, как обучение может стать предметом гордости разработчиков. По крайней мере именно туториалы из этих игр запомнились мне особенно сильно.
StarCraft 2: Heart of the Swarm
В большинстве игр сюжет туториала связан с обучением героя (или в данном случае героини), но всё равно некоторые указания выглядят совсем уж притянутыми за уши. «Пойди в эту точку», «построй в точности столько-то боевых единиц» — прямо не нового командира обучают, а проводят тест на вменяемость для больного.
Тест для больного? А почему бы и нет. Ведь наша героиня страдает самым распространённым недугом среди игровых персонажей — амнезией.
И вот Керриган, под чутким руководством Валериана Менгска, пытается заново научиться управлять зергами. И эксперимент по контролю за несколькими особями — вполне правдоподобный предлог, чтобы не бросаться с места в карьер, а осваивать забытые умения мелкими шажками.
Half-life: Opposing Force
Однако и простое обучение героя можно сделать запоминающимся. В «Силе Противодействия» капрала Шепарда будет гонять по всему тренировочному лагерю сежант Барнс, озвученный не кем-нибудь, а Джоном Сен Джоном.
Так что после курса молодого бойца голос Ядерного Герцога ещё долго будет преследовать вас... напоминая о том, как использовать «защитный жилет».
Mechwarrior Online
А вот в Mechwarrior Online не просто один курс обучения. Там целая «Академия Пилотов Боевых Роботов». Так что, пройдя в общем-то обычный вводный тренинг, вы можете вернуться на полигон и отточить свои навыки в испытаниях. Причём пилотируя различные модели мехов.
Нюансов в управлении и тактике в этой игре гораздо больше, чем в том же «Мире Танков». Поэтому вы ещё не раз вернётесь в «Академию» даже после того как начнёте играть «в онлайне».
Total War: Shogun 2
Обучение в этой игре мне запомнилось прежде всего тем, что я не смог пройти его. Сразу, по крайней мере. Всего в Сёгуне шесть обучающих сценариев и осаду замка я сумел пройти только раза с пятого.
Да, эта игра (как и все стратегии от Paradox) хардкорна. И обучение сразу говорит вам, что воевать здесь нужно с умом и учитывать все факторы от брони и силы войск до скорости их перемещения и боевого духа. А знакомое по большинству RTS «выделить рамкой и послать всех на» в Shogun 2 не пройдёт.
Psy-Ops: Mindgate Conspiracy
Одна из проблем обучающих курсов в играх — вы их проходите в самом начале. И получается, что в начале игры вам надо запомнить все приёмы. Даже те, которые вы будете применять в конце игры. И в самом деле, довольно странно будет выглядеть, если в середине игры вы вдруг попадёте в тренировочную зону... если только не придумать этому объяснение.
И авторы PsyOps придумали. Главный герой проходит курсы обучения... во флэшбеках. Ему в самом начале память блокируют, а потом она постепенно начинает возвращаться. И угадайте что? Воспоминание о каждой из псионических способностей, всплывает в голове Ника Скрайера именно тогда, когда эту способность необходимо применить.
Всё в полном соответствии с законами жанра. И погружаясь в глубины памяти, вы одновременно с Ником осваиваете новый приём.
The Secret World
Ещё один «курс обучения», великолепно вписанный в сюжет. Правда, помимо этого курса есть ещё всплывающие подсказки, рассказывающие об игровых возможностях во время прохождения первых миссий. Но подобное дублирование отнюдь не лишне. В «Тайном Мире» действительно много нюансов, которые можно случайно забыть или пропустить.
При этом туториал служит ещё и своего рода прологом. Ваш персонаж входит в транс и проходит через воспоминания Сары — одной из первых, кто столкнулся с угрозой [спойлер] появившейся из-за [спойлер] [спойлер] созданной [спойлер], которой на самом деле манипулирует [спойлер], чтобы [спойлер] [спойлер] и [спойлер].
То, что всё происходит в голове Сары, также объясняет невозможность умереть и провалить миссию. Монстры не могут вас убить — ведь мысленная проекция стремится к соответствию воспоминаниям. А Сара выжила. Вы даже её встретите, когда отправитесь в Токио.
Wolfenstein: The New Order
Если обучение в The Secret World – самое атмосферное и необычное, то мало что сможет сравниться с началом последней игры из серии Wolfenstein по динамике. Водоворот событий захватывает вас и не отпускает до самого конца...
Если не игры, то туториала уж точно. При этом вас действительно обучают по порядку каждому действию — управление «камеро», движение, прыжки и пригибание, клавиша «использовать». И вот вы уже починили подачу топлива. Только аптечку возьмите, а то ожёг получили во время ремонта. А теперь садитесь в пулемётное гнездо и стреляйте по самолётам фрицев — вот и обучение стрельбе.