На завершившемся «ИгроМире» меня лично интересовала главным образом одна-единственная игра – Deus Ex: Human Revolution, приквел великой Deus Ex, занимающей в моем сердце даже чересчур много места. К счастью, компании Новый Диск удалось пригласить в Москву маркетинг-менеджера Eidos Montreal Андре Ву и арт-директора игры Джонатана Жака-Бельтетта (тут я не уверен в правильном написании фамилии – знающие французский люди, поправьте, если что), которые привезли с собой версии Human Revolution, что показывали публике на E3 и Gamescom. В силу ряда причин до этих зарубежных мероприятий я не доехал, поэтому смотрел на игру своими глазами впервые. Это не значит, что я не в теме – совсем напротив, все эти годы я внимательно читал и смотрел все интервью, изучал трейлеры и даже яростно троллил разработчиков на официальных форумах (простите, если сможете!). Троллил неспроста – к студии Eidos Montreal я отношусь с недоверием и многие их решения, сделанные в ходе разработки DXHR, считаю, ммм, дурацкими. Например, я никогда не привыкну к тому, что избиение врагов, выглядывание из-за углов и даже ползанье по лестницам происходит в этой игре от третьего лица. Будучи поклонником серии Thief, я также с трудом воспринял новость о том, что в новой Deus Ex нельзя прятаться в тенях – вместо этого нужно гнуть спину за препятствиями метровой высоты, как в какой-нибудь, извините, Metal Gear Solid. Нет, ребята, ну честное слово – эти вещи действительно портят игру.
Поэтому для того, чтобы удостовериться, что Deus Ex: Human Revolution является лишь жалкой пародией на великую игру от Уоррена Спектора, я посетил закрытый показ и пообщался с канадскими гостями. И, на самом деле, понял, что все далеко не так плохо, как я думал, хотя основные тревоги и сомнения никуда не делись, о чем позже.
Закрытый показ для прессы состоял из двух частей: сначала показывали демо с Е3, затем – с Gamescom. Первую половину можно было снимать на видео, что мы и сделали:
Так что давайте сразу перейдем к геймскомовской демонстрации. Как многие из вас наверняка знают, ее действие разворачивается в Детройте – в 2027 году, когда происходят события HR, этот американский город процветает и уже является столицей мировой индустрии производства механических имплантантов: там, например, находится штаб-квартира могущественной корпорации Sarif Industries. Детройт в новой Deus Ex – это то место, где хочется застрять надолго: город буквально дышит. Вообще, дизайн – пожалуй, мое главное позитивное впечатление от просмотра демонстрации; игра выглядит значительно симпатичнее и вкуснее, чем на любых скриншотах или геймплейных роликах. Вот даже не знаю, почему. Так вот, Детройт. Мы начинаем на одной из улиц, и вокруг нас кипит жизнь. Люди спешат по своим делам, разговаривают, отдыхают, сидя на лавках, или даже валяются прямо на тротуарах. Над головой поскрипывает вагон монорельса, в небе шумит самолет. Джонатан уверяет, что здешний Детройт раскинулся широко и далеко: можно часами бродить по переулкам, заходить во многие здания и даже ползать по канализации. В том, что это действительно «часы», я, честно говоря, все-таки сомневаюсь, но охотно верю, что городские кварталы в HR будут как минимум не меньше таковых из первой Deus Ex, а уж что касается количества милых деталей и атмосферы, то здесь новая игра и вовсе – страшно сказать – лучше.К сожалению, своими глазами посмотреть на здешние масштабы не удалось – вцепившийся в геймпад Андре Ву сразу же зашагал по направлению к главному входу в местный полицейский участок. В ходе демонстрации гости из Монреаля решили показать нам, насколько разнообразна Deus Ex: Human Revolution и сколько разных стилей игры поддерживает, поэтому решено было на наших глазах пройти одну и ту же миссию три раза. В первом случае Андре был намерен решить все вопросы при помощи грубой силы. Деловито ввалившись в участок (этот процесс сопровождался загрузкой новой карты – о бесшовности мира речи не идет, ну и ничего страшного), наш герой сразу же направился к проходу в закрытые для посетителей помещения. Охранник у дверей замахал руками, но нам-то что? Едва ли не ногой выбив дверь, Адам под управлением Андре Ву вступает в парадный зал. Тишину нарушает вой сирены, полицейские в панике хватаются за пистолеты и начинается движуха-веселуха. Андре-Адам быстро укрывается за ближайшей тумбой и постреливает в окружающих врагов, сидя за препятствием (все это происходит в виде от столь ненавистного третьего лица). Понимая, что его зажимают в углу, Адам ловко вспархивает из-за тумбы и начинает сколь красиво, столь же и по-идиотски перекатываться между мебелью, уходя от огня. Кажется, в этой демонстрации наш герой бессмертен – приняв на грудь уже едва ли не килограмм свинца, Адам по-прежнему бодр и весел, нагло прет на врагов и расстреливает всех, кто появляется на горизонте. Конечно, в финальной игре все будет не так просто: авторы уверяют, что пары пуль будет достаточно, чтобы завалить Дженсона, даже если тот был предварительно совершенно здоров.
Тут важно отметить, что когда вокруг начинается стрельба и суета, Human Revolution превращается в весьма недурной шутер. На самом деле, куда более бодрый, динамичный и гибкий, чем предыдущие игры серии (если вы помните, в оригинальной Deus Ex ввязываться в бой не стоило: едва ползающий по уровням Джей Си Дентон – и это не критика, что вы! – не имел никакой возможности уворачиваться от вражеских снарядов, а перезарядка шотгана длилась столь долго, что вы за это время могли забыть, что вообще происходит). Времена поменялись: спустя 10 лет после выхода оригинала игроки значительно больше любят быстро бегать, метко стрелять и вообще чувствовать себя крутыми мужиками – чего им так не хватает в реальной жизни. В результате – кульбиты, ужимки, стрельба из-за угла, и все это с динамикой Call of Duty и с комично серьезным лицом главного героя (третьим лицом, не забывайте). Я никогда не играл в DX как в шутер, но если вы играли, то Human Revolution вам понравится.
Цель миссии – добраться до расположенного в подвальных помещениях морга, найти тело некоего персонажа и выдернуть из его головы чип с важной информацией. Забеги по коридорам, стрельба, гранаты, грохот – и вот вы у цели. Миссия выполнена! Самое время начать ее заново.
Прохождение номер два – социальное. То есть вам пора отложить пушки в сторону и поработать языком. Андре снова ведет Адама ко входу в участок через восхитительные улочки Детройта (люди, скамейки, монорельс, самолет), только в этот раз мы не наставляем всем рога, а ввязываемся в диалог с секретарем на входе. Выясняется, что вы его знаете – у вас с парнем общее прошлое, в ходе которого тот, кажется, нечаянно застрелил ребенка и теперь во всем винит вас. Диалоговые опции в Human Revolution, прямо как в Mass Effect, выражаются терминами («Надавить», «Убедить», «Пожалеть» и т.п.), а не полноценными литературными фразами. Это необязательно плохо. После того, как вы делаете тот или иной выбор, вы наблюдаете весьма продолжительную сцену, в ходе которой Адам увлеченно общается с собеседником – тот жестикулирует от волнения, встает со стула, начинает нервно вышагивать по своей каморке и едва ли не плачет от нахлынувших чувств. Мастер диалога Андре Ву выбирает нужные опции, в результате чего после нескольких минут разговора ваш собеседник сдается и говорит вам, что можно проходить – вас никто не остановит. Я подчеркиваю – диалоги в Human Revolution очень кинематографичны (это необязательно хорошо) и длительны. В оригинальной игре вы ни с кем не общались на протяжении 4-5 минут, а здесь - пожалуйста.
Итак, в этот раз вы вольны мирно разгуливать по полицейскому участку, не вызывая паники у охраны. Можно спокойно рассмотреть интерьеры, и тут выясняется, что они великолепны. Дизайн – повторюсь, в этой игре он восхитителен. Каждое помещение буквально набито интересными деталями, столы завалены хламом, в углах сложены всевозможные корзины и папки для бумаг. В главном зале копы допрашивают подозреваемых и общаются с гражданами – можно остановиться и послушать, о чем они говорят. Атмосфера! На столах у сотрудников компьютеры – канадцы уверяют, что можно будет залезть почти в каждую машину с целью почитать электронную почту и выяснить подробности побочных миссий, главное только делать это в те моменты, когда никто не видит (в том числе и через камеры слежения), иначе вас не поймут. Само здание участка – опять же, по уверениям авторов – весьма обширное: три этажа, по которым можно гулять, сколько захочется.
Итак, Адам пешком, не вызывая ничьих подозрений, спускается в морг, находит там тело и достает чип – задание выполнено. Теперь пора поиграть в прятки!
Потому как в третий раз мы будем проходить эту же самую миссию в стиле стелс. Снова Детройт, снова люди, скамейки, монорельс, самолет – только теперь Андре спокойно топает мимо главного входа и заворачивает за угол, во дворы. Дождавшись, пока переулок опустеет, мы притаскиваем валяющийся неподалеку массивный ящик (для этого пришлось использовать аугментацию силы, которая позволяет Адаму ворочать тяжелые предметы) и с его помощью перелезаем через высокую изгородь. Оказавшись во внутреннем дворе (и снова дизайн – место сочится атмосферой; на асфальте валяется мусор, обшарпанные стены домов запятнаны какой-то мутью, и все это тускло освещают редкие фонари), мы забираемся наверх по пожарной лестнице и оказываемся у запертой железной двери. Ее нужно взломать – и делается это совсем не так, как в прошлых играх, когда вы доставали из штанин мультитулы или отмычки, зажимали кнопку и ждали, пока заполнится индикатор прогресса. В Human Revolution взлом – полноценная мини-игра, в которой вам нужно провести шар синего цвета по каналам виртуальной защитной сети, пока вас не нагнал злой искусственный интеллект, делающий то же самое с красным шаром. Звучит это все значительно сложнее и скучнее, чем есть на самом деле; учтите, кстати, что столь увлекательным взломом вы занимаетесь в реальном времени, а не в режиме паузы, так что пока вы ковыряетесь с дверью, вас вполне могут обнаружить охранники.
Дверь отомкнута, и мы снова в полицейском участке – только на этот раз не в фойе, а на одном из верхних этажей (Джонатан Жак-Бельтетт, кстати, говорит, что в здание можно проникнуть как минимум пятью разными способами, так что выбор тактик богат). В отличие от предыдущих игр серии, в Human Revolution бесполезно прятаться в тенях, даже если бы они здесь были – помещения хорошо освещены, а скрыть вас от глаз охраны могут только лишь препятствия в виде стен или мебели. Прокрадываясь по коридорам участка, Андре регулярно включал вид от третьего лица, чтобы посмотреть, что происходит за каждым следующим углом. Режьте меня, но я считаю этот прием идиотизмом – мало что убивает напряжение так, как постоянные скачки между видами от первого и третьего лица и невозможность выглянуть из-за препятствия честно, рискуя привлечь внимание охраны. Что еще хуже, Андре регулярно комично перекатывался между укрытиями прямо за спиной у охранников. В эти моменты игра переставала напоминать Deus Ex и становилась похожа на сцену из кинофильма «Голый пистолет», в которой герой Лесли Нильсена ищет незваного гостя своей квартиры, кульбитами перемещаясь из гостиной в спальню. Как вы понимаете, выглядит это глупо и неуместно. Ну и, конечно, пресловутые takedown’ы – тогда как в классической Deus Ex вы медленно подбирались к врагам и атаковали их в спину электрошоком или дубиной по голове, здесь вы максимально эффектно сворачиваете им шею (от третьего лица) или вовсе пробиваете кулаком в удивленные физиономии (от третьего лица). Deus Ex всегда была максимально далека от вульгарности, но в Eidos Montreal некоторые люди, видимо, совершенно лишены вкуса и чувства меры.
Конечно, можно ползать по вентиляционным шахтам, элегантно минуя вражеские патрули. Несколько поворотов, и мы у входа в морг. Тут есть нюанс: дверь в него откроется только в том случае, если кто-либо из полицейских пересечет красные лучи лазера, преграждающие проход. Проблема решается просто: тихо завалив ближайшего охранника, мы протаскиваем его тело сквозь лучи, и путь оказывается открыт. Победа!
На Human Revolution было очень интересно смотреть, а играть в нее будет еще занимательнее. Как таковая, игра выглядит очень многообещающе – у нее вырисовываются замечательный сюжет, колоритные персонажи, восхитительный графический дизайн и разнообразный геймплей. Казалось бы, это именно то, чего мы все ждем от Deus Ex, нет?
Не совсем. Я не уверен, что Human Revolution – это именно тот Deus Ex, который люблю лично я. И позвольте объяснить, почему. Deus Ex – это главная игра весьма специфического субжанра иммерсивных имуляторов (immersive sim – термин, придуманный Уорреном Спектором), где вас бросают, по сути, в песочницу, дают в руки набор инструментов и приправляют все это сложной системой взаимодействий с объектами и механизмами ИИ, в результате чего при каждом следующем прохождении в игре случаются совершенно импровизированные, не предусмотренные дизайнерами ситуации. Human Revolution выглядит классной экшен-игрой с элементами стелса и ролевой игры, но она не похожа не песочницу. Ощущение, что, несмотря на наличие всех этих ста-пятисот путей прохождения, нас все равно держат в определенных рамках и направляют пускай и по ветвящимся и разделяющимся, но рельсам. Помните, и в первой Deus Ex, и в Deus Ex: Invisible War вы могли взять совершенно любой предмет и повертеть его в руках, швырнуть его подальше, отвлекая охрану? В Human Revolution барахла много, но оно декоративное, прибитое к полкам; те редкие объекты, с которыми можно взаимодействовать, подсвечиваются желтой рамкой. Помните, в Deus Ex можно было сидеть в тенях и выглядывать из-за ящиков? В Human Revolution этого нет; пускай нам рассказывают, что это не реалистично, но это же не что иное, как ограничение нашей свободы. Помните, в DX можно было, взорвавшись на мине, потерять обе ноги и, чудом добравшись до укрытия, подлечиться последними драгоценными аптечками? В Human Revolution нет и этого: части тела у героя не отрываются в принципе, а здоровье регенерируется хоть и медленно, но автоматически. Получается, вообще говоря, хорошая и веселая игра, но не совсем Deus Ex.
Свобода – далеко не столь любимая вещь в играх (да и в жизни тоже), как некоторым из вас кажется. Мало кому нравится тонуть в океане бесчисленных опций и возможностей – куда проще и приятнее идти по заранее определенному пути, лишь время от времени делая шаги в сторону. Сколь ни великолепной была BioShock,
но System Shock 2 глубже и разнообразнее; каким бы зрелищным и интенсивным
ни был Splinter Cell, после Thief это пустая и одноразовая игра. Human Revolution, кажется, идет той же дорогой – эта игра старается взять и незаметно подменить одни ценности другими, поменять полную (пускай кто-то считает, что даже излишнюю) свободу на свободу ограниченную и регламентированную. В конце концов, даже если это и не так, просмотр игромировских демок не убедил меня в обратном.
Нюанс здесь лишь в том, что даже в таком виде – в виде выхолощенной и обезжиренной Deus Ex – Human Revolution выглядит одной из самых толковых и интересных игр ближайшего года. Так что не обращайте внимание на все эти брюзжания.